Катя зовёт логопеда Иа, а не Ира — так они договорились, потому что «р» произносить сложно. Иа учит Катю общаться. И это сложнее, чем сказать «р». Потребности в диалоге у Кати в прежней жизни не было. Ирина Александровна объясняет: «Катя красивенькая девчонка, смышлёная; когда народ её видит на улице в инвалидной коляске, такую симпатичную, с живой мимикой, то все начинают умиляться, но на этом общение заканчивается. Разве что Катя может показать свою любимую игрушку. Моя цель в работе с Катей — чтобы она освоила диалог, а для этого Катя должна понять меня, сосредоточиться на мне, приложить усилия к этому пониманию».
И Катя стала получать от Иа отказы. «Отказы, — уверяет Ирина Александровна, — детей мотивируют. Раньше такого не было? Значит, надо выяснить, ЧТО произошло, КАК о чём-то попросить. Катя почти подросток, потребность в общении растёт с возрастом , новый мир, который открыла ей мама, добавляет эмоций и впечатлений. Ирина Александровна решила: общаться Катя будет всеми возможными для неё способами. Зрение в порядке? Станем запоминать, как важные слова пишутся. Слух потихоньку становится осмысленным? Будем слова произносить. Жестовую речь Катя осваивает вместе с мамой.
А ещё Ирина Александровна разучивает с Катей мини-сценки с вопросами «как тебя зовут?», «какой сегодня день недели?» и т. д. «Ей надо дать готовые эпизоды, с которыми Катя выйдет на улицу и отработает их, но это едва ли не самое сложное. Помните, я говорила, что вокруг красивой девочки в коляске порхают умилённые прохожие?..» Приходится специально искать собеседников, которые поговорят с Катей так, как ты их попросишь. Это подруги и другие педагоги. Видимо, результат есть. Одна женщина, которая помогает Наталье Владимировне, недавно сказала: «Теперь я могу сесть и поговорить с Катей по душам!»
Когда Катя научится сама общаться на улице с незнакомцами на бытовом уровне, ориентироваться в пространстве, реагировать на опасные звуки (едущей машины, например), различать в звуковом потоке значимые слова, первый этап работы с логопедом будет завершён. Ирина Александровна полагает, что года должно хватить.
А ещё она надеется, что через год Катя начнёт читать