У Кати в руке камень, покрытый золотой краской. «Я, — произносит Катя, — камень…» дальше жестовой речью «раскрасила». Первые десять лет своей жизни Катя не слышала и не говорила. Сейчас ей 12.



Помочь можно только дома

Ирина Александровна Черкашина, логопед, психотерапевт и дефектолог, называет Катю одной из самых сложных пациенток. И поясняет: «Она могла бы вырасти практически такой же, как мы с вами, если бы с ребёнком занимались с раннего возраста. К сожалению, этого не случилось. Катю взяли в семью из психоневрологического интерната в десять лет».


Приёмная мама Кати, Наталья Владимировна, такой шаг не планировала. Но пришла работать в ПНИ и увидела девочку, которая «радовалась жизни, листочкам и цветам, каждую собаку готова была заобнимать, мультики засматривала "до дыр", гоняла на адаптивном велосипеде, плакала за три года знакомства всего дважды, да и то по важным поводам…» По документам же Катя значилась как «агрессивная, имеющая нарушения сна, с нестабильным настроением».

«Я попыталась в системе интерната что-то сделать, чтобы улучшить качество её жизни и образования, и поняла, что это не-воз-мож-но! Либо всё оставлять как есть, несмотря на потенциал ребёнка, либо забирать её домой. Я психологически себя настраивала в течение года, потом сообщила семье и друзьям», — рассказывает Наталья Владимировна
Поговорить с Катей по душам
Диагноз как препятствие
Двое собственных детей приёмной мамы к этому времени были уже студентами, но жили все вместе в двухкомнатной съёмной квартире. Привести ребёнка в такое жилье органы опеки не позволили, пришлось искать «трёшку», подходящую по деньгам и местоположению. Опустим период привыкания Кати к жизни на новом месте. Он остался позади. И Катя с мамой принялись навёрстывать упущенное.

Инвалидность Кате оформили по психиатрии, ей диагностировали «тяжёлую умственную отсталость». После долгих споров и переговоров маме удалось снизить степень выраженности до умеренной, и только. Требования рекомендованной программы обучения значительно ниже Катиных возможностей, уверяет мама, к тому же в школе не учитывают её сенсорный дефицит. «Катя сообразительная, — подтверждает Ирина Александровна, — умственная отсталость у неё вторична, вызвана глухотой и педагогической запущенностью: десять лет девочку окружала среда, которая не способствовала её развитию, а главным источником информации был телевизор».

Катя вместе с мамой изучает жестовый язык. Сейчас она жестами может рассказать, что делала. С ней уже можно немного обсудить события или рассказать о планах на день или неделю.

В 11 лет (вместо положенного первого года жизни) девочке сделали кохлеарную имплантацию (слухопротезирование), теперь она слышит окружающий мир. Но мозг должен адаптироваться, научиться понимать речь. Наталья Владимировна объясняет: «Кате требуется очень много занятий с педагогами по развитию слуха и речи. И они у Кати есть. Она девочка упорная и делает маленькие успехи. Начала откликаться на имя, различает десяток слов на слух». Одного из педагогов оплачивает фонд «Катрен»
Репетиции на улице
Катя зовёт логопеда Иа, а не Ира — так они договорились, потому что «р» произносить сложно. Иа учит Катю общаться. И это сложнее, чем сказать «р». Потребности в диалоге у Кати в прежней жизни не было. Ирина Александровна объясняет: «Катя красивенькая девчонка, смышлёная; когда народ её видит на улице в инвалидной коляске, такую симпатичную, с живой мимикой, то все начинают умиляться, но на этом общение заканчивается. Разве что Катя может показать свою любимую игрушку. Моя цель в работе с Катей — чтобы она освоила диалог, а для этого Катя должна понять меня, сосредоточиться на мне, приложить усилия к этому пониманию».

И Катя стала получать от Иа отказы. «Отказы, — уверяет Ирина Александровна, — детей мотивируют. Раньше такого не было? Значит, надо выяснить, ЧТО произошло, КАК о чём-то попросить. Катя почти подросток, потребность в общении растёт с возрастом , новый мир, который открыла ей мама, добавляет эмоций и впечатлений. Ирина Александровна решила: общаться Катя будет всеми возможными для неё способами. Зрение в порядке? Станем запоминать, как важные слова пишутся. Слух потихоньку становится осмысленным? Будем слова произносить. Жестовую речь Катя осваивает вместе с мамой.

А ещё Ирина Александровна разучивает с Катей мини-сценки с вопросами «как тебя зовут?», «какой сегодня день недели?» и т. д. «Ей надо дать готовые эпизоды, с которыми Катя выйдет на улицу и отработает их, но это едва ли не самое сложное. Помните, я говорила, что вокруг красивой девочки в коляске порхают умилённые прохожие?..» Приходится специально искать собеседников, которые поговорят с Катей так, как ты их попросишь. Это подруги и другие педагоги. Видимо, результат есть. Одна женщина, которая помогает Наталье Владимировне, недавно сказала: «Теперь я могу сесть и поговорить с Катей по душам!»

Когда Катя научится сама общаться на улице с незнакомцами на бытовом уровне, ориентироваться в пространстве, реагировать на опасные звуки (едущей машины, например), различать в звуковом потоке значимые слова, первый этап работы с логопедом будет завершён. Ирина Александровна полагает, что года должно хватить.

А ещё она надеется, что через год Катя начнёт читать
Контакты
Адрес
630559, Новосибирская область, рабочий поселок Кольцово, проспект Сандахчиева, 11, к502
Реквизиты
КБФ "КАТРЕН"
ОГРН: 1035403648114
ИНН: 5408190766
Made on
Tilda